Время работы:

ПН-ПТ 09:00 - 19:00

Каталог товаров

Автовесы. Прописные истины с новой точки зрения

Будущая площадка под автомобильные весы

Автомобильные весы. Самое неинтересное.

Здравствуйте!
Сначала у меня была мысль сделать этакое фундаментальное введение в курс дела новичка с кучей определений, толкований и графиков. Которое обязательно есть на сайте любого уважающего себя производителя и должно быть, по его мнению, прочитано в первую очередь. Но я не стал тешить себя иллюзиями – единственная статья подобного рода, которую действительно читают люди – это состав освежителя воздуха в туалете. Очень жалко, что этого до сих пор не поняли производители какой-нибудь альпийской свежести, но, пока у меня нет возможности печататься на баллончике, я займусь немного другим. Давайте начнем.

В этой статье я расскажу, какую информацию Вы сможете найти, сканируя просторы всемирной паутины или действуя по старинке – изучая литературу в библиотеке. И к чему это может привести.

Определение автомобильных весов

Для начала попытаемся найти определение термину «Автомобильные весы». В первом же, казалось самом базовом и фундаментальном вопросе нас ждет довольно неожиданный результат. Дело в том, что ни один официальный документ не выделяет автомобильные весы в отдельную группу, соответственно такого определения просто нет. Исключения сделаны только для переносных, вмонтированных в машину и динамических весов – так скажем, не самых ходовых подвидов. На самом деле логика проста – все перечисленные типы автовесов имеют уникальную конструкцию, и для них просто пришлось найти место в описании (в случае с динамическими вообще когда-то был написан отдельный ГОСТ). В то время как все стационарные – это просто разновидность статических и требования к ним такие же, как и к весам, которыми взвешивают помидоры на рынке. Поэтому будем искать неофициальные определения.

Первой в нашем списке будет великая Википедия. В статье «Автомобильные весы» Википедия авторитетно пишет:
«Автомобильные (мое прим.) Весы — системы, предназначенные для измерения массы груза, перевозимого автомобильным транспортом, путём измерения массы гружёного и порожнего транспорта».

Вообще, Википедия очень ревностно следит за своей репутацией сомнительного источника, поэтому с первых же строк начала лажать. Автовесы, кроме взвешивания массы ТС, нужны еще и для определения нагрузки на оси автомобиля (это особенно актуально после последних изменений размеров штрафов за превышение такой нагрузки).

Словари на Академике предлагают сразу 2 толкования:

  • «Автомобильные весы — системы, предназначенные для измерения массы груза, перевозимого автомобильным транспортом, путем измерения массы груженого и порожнего транспорта. Также могут использоваться для осуществления контроля соответствия законодательным требованиям осевой и колесной нагрузки автотранспорта путем взвешивания в динамике или в статике».
  • «Весы автомобильные – весы для взвешивания безрельсового транспорта, приспособленные для его наезда на ГПУ».

Эти определения более точны, хотя Академик дает ссылку в первом случае на ту же Википедию. Ну да, как бы видно, что оттуда и срисовано, но не очень понятно, откуда взялась разница. Возможно, когда-то в Википедии определение звучало именно так.
Вроде все ясно, давайте двигаться дальше.

Виды автомобильных весов

На какие типы делятся автовесы. Снова читаем Википедию:

  • Для статического взвешивания
    • Платформенные
    • Колейные
    • Бесфундаментные для поосного (помостового) взвешивания
    • Подкладные
  • Весы для взвешивания в динамике (в движении).
    • взвешивание на низких скоростях (весы устанавливаются вне основного потока движения, устанавливается ограничение скорости)
      • Врезные
    • взвешивание на высоких скоростях (взвешивание всего потока транспортных средств, следующих по автодороге, без ограничения скорости)
      • Врезные

Вообще, схема очень странная, а что именно Википедия подразумевала под бесфундаментными весами для поосного взвешивания и зачем в подпункты динамики выделили врезные, знает один Бог. Оставим этот вопрос будущим поколениям. Вы только что, кстати, прочитали всю статью Википедии, касаемо непосредственно весов.

Думаю, я Вас немного утомил, копируя всю эту писанину в статью - я больше не буду. А сделано все это, чтобы донести до Вас одну простую мысль – любое деление автовесов на такие или сякие, даже на таком популярном сайте, как Википедия – это не технические термины, которые что-то определяют или решают, как будет использоваться оборудование. Это всего лишь субъективная точка зрения автора, одна из многих. Я намеренно обратился именно к Википедии и Академику, так как очень многие люди (чего таить, я и сам такой) склонны верить подобного рода информационным порталам, ведь они должны нести знания в рафинированном виде, быть непредвзятыми и объективными. Вы сами увидели, что это, мягко говоря, не совсем так, и в той же Википедии может быть написано не все. И тем более это будет не так, когда Вы увидите перечень видов автомобильных весов в каталоге производителя. Хотя эта информация носит справочный характер, она скрывает в себе множество возможностей для манипулирования и подтасовки фактов. Вы должны понимать, что когда производитель предлагает Вам переносные автовесы – это не всегда значит, что их можно перенести самостоятельно, а когда бесфундаментные – это не значит, что не нужен фундамент. Нет никаких требований законодательства – значит, нет обязательств. Поэтому проверяйте сразу, подходит ли конкретно Вам это весовое оборудование. Доверять можно ГОСТам и законодательным актам, но никак не справочникам типа Википедии или прайсам весостроителей. Единственное, только вставлю один факт в защиту производителей - в большинстве случаев такое деление не несет в себе цель обмануть покупателя, просто это исторически сложившиеся названия типов. Они, как и любые другие не формализованные законом понятия, подвержены искажению или расширению смысловой нагрузки - это законы развития языка. Простой пример - в поисках ответа на любой вопрос, можно загуглить слово "Википедия" в любом поисковике, а не только в Гугле.

Для любознательных. В Википедии есть еще общая статья про весовое оборудование. Она рассказывает про весы в целом и, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы ее прочитать. В ней нет ничего лишнего и в то же время, она дает множество точек опоры, от которых можно оттолкнуться, начиная разбираться в весовом оборудовании.

Я же Вам предложу простую модель деления весов на виды, которая больше всего подходит именно для покупателя. По этому критерию их можно поделить:

Поверьте, это единственный принципиальный технический аспект, который Вы будете выбирать – во всех остальных случаях всегда одно можно заменить другим. И остальной выбор, за очень редким исключением, сводится к делению:

  • которые по карману
  • которые не по карману

Именно по этой причине мы стараемся подобрать оборудование индивидуально для каждого клиента, а не продать максимально возможную комплектацию или найти возможность продать хоть что-нибудь. Мы никогда не предлагаем подкладные весы, если становится понятно, что требуются стационарные. Хотя в этом случае наша цена была бы вне конкуренции, а сделать вид, что Вы приобретаете именно то, что нужно, мои знания мне позволяют.

Другой вопрос, что многие клиенты сами понимают такое деление, хотя бы на интуитивном уровне, и хотят приобрести автовесы, которые предназначены для тех же задач, но совершенно для других условий эксплуатации. Но тут поделать ничего нельзя, как говорится хозяин – барин. В таких случаях я обычно просто предупреждаю о возможных негативных последствиях.

Поэтому я ниже упомяну различные типы весов, но Вы должны понимать, что принципиальное отличие имеется только в самом верхнем уровне списка. Все остальное - это не принципиально разные методы взвешивания, а оборудование, которое делает одно и то же, но имеет большое отличие в конструктиве и, соответственно, в цене. Возьму за основу деление в Википедии, немного расширив его:

  • Весы для определения массы автомобиля целиком
    • стационарные автомобильные весы
      • колейные
      • платформенные
    • условно мобильные (бесфундаментные)
    • подкладные портативные
  • Весы для поосного взвешивания (их еще называют весами для технологического взвешивания)
  • для взвешивания в статическом режиме
  • для взвешивания в динамическом режиме
  • системы дорожного контроля (СДК)
  • подкладные портативные
Как мы видим, единственный тип автовесов, попадающий в обе группы - это подкладные. Связано это с особенностями конструкции, ведь подкладные по сути являются весовым модулем, который применяется для взвешивания не только грузовиков, но и вообще любых объектов с несколькими точками опоры - цистерн, элеваторов и пр.
Давайте напоследок кратко пройдемся по другим критериям. Хотя, тут скорее идет речь не о делении на типы, а о разных ресурсах одной и той же модели автовесов. Тем не менее:

  • НПВ (наибольший предел взвешивания) автомобильных весов. В принципе может быть любым, но в силу разных обстоятельств (НПВ датчиков, масса большинства автомобилей одного типоразмера) обычно бывают 40, 60, 80, 100 т. Больше 100 т – это весы для спецтехники (например Белазов в карьерных разработках), разница в НПВ обычно кратен 25 т. Меньше 40 т – для небольших грузовичков, нечто среднее между автомобильными и промышленными платформенными весами. НПВ кратен 10 т, либо 5 т возле минимальных порогов.
  • Длина автомобильных весов. Тоже тяготеет к величинам, которые обеспечивают прохождение максимально возможного количества видов техники одного типа. К примеру 18 м – одни из самых распространенных, потому что максимальная длина автопоезда в РФ не может превышать 20 м от бампера до бампера ( Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 27 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 16.03.2018) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". Приложение №3). Соответственно на 18 м помещается вся колесная база такого автопоезда.

И для полноты картины поделим автовесы по конструкционным параметрам. Такого деления в Википедии нет вообще, в этом определенная логика есть - это уже частные нюансы, которые влияют не на результаты взвешивания, а на другие характеристики оборудования - долговечность, безопасность, возможность подключения дополнительных опций. Сюда же можно отнести различия, которые вообще ни на что не влияют или влияют только на цену:

  • Тип используемых датчиков (аналоговые или цифровые)
  • Взрывобезопасное исполнение
  • Материал основной конструкции (черновая или нержавеющая сталь, оцинковка, алюминий)
  • Форма комплекта поставки (готовые платформы или конструктор)

По всем остальным параметрам, типа класса точности или принципа действия, выбора практически нет. Может быть, механические автомобильные автовесы еще можно купить у кого-нибудь с рук, а вот класс точности у всех автомобильных весов без исключения III-средний (хотя, все-таки, одно исключение есть – они могут быть вообще не сертифицированы и не иметь класса точности).

На этом волнующем факте я, пожалуй, закончу сегодняшний рассказ про все самое неинтересное. Надеюсь, что Вам понравилось.

Как обычно, наш номер телефона и почта, чтобы Вы могли связаться, если у Вас остались какие-то вопросы.

Вы также можете почитать, как выбрать автомобильные весы.


Возврат к списку