Заказать обратный звонок
Имя*
Телефон*
Время звонка
Вопрос*
Код с картинки*
CAPTCHA
Каталог товаров
Будьте в курсе!

Новости, обзоры и акции

Как правильно выбрать тип автомобильных весов


Как правильно выбрать тип автомобильных весов

Про типы автомобильных весов.

Добрый день!
Сегодня мы поговорим, пожалуй, на самую горячую тему – какой тип автомобильных весов нужно приобретать. В этом вопросе, как ни в каком другом сплелись факты и мифы, догадки, обман, триумф победителя, слезы проигравшего.

Ну ладно, насчет слез это я, конечно, преувеличил, но вот все остальное очень актуально. Почему, спросите Вы? Отвечаю: цена. Разница просто огромная. Зачем покупать за миллион, когда есть вариант за 90 тысяч? Конечно, внутренний голос говорит нам, что тут что-то не так, но кто его слушает, когда речь идет о таких деньгах? Давайте начнем.

Для начала я кратко опишу существующие типы автовесов, обозначу базис. Их мы будем делить так, как их делит большинство производителей, ГОСТ и авторитетная Википедия:

Подкладные автомобильные весы

1. Подкладные весы для статического взвешивания. Весы представляют собой терминал с 2-6 небольшими платформами, которые подкладываются под колеса автомобиля. Таким образом, автомобиль взвешивается целиком либо поосно.
2. Подкладные весы для динамического взвешивания. Очень редкий зверь на просторах России, но тем не менее, водится. То же самое, что и предыдущий пункт, но только в движении. Понятно, что платформ там будет только две – больше смысла нет никакого. Слева на рис. 1 представлены подкладные весы, они выглядят одинаково для п. 1, п. 2.
3. Весы поосного статического взвешивания. Представляют собой платформу небольшой длины, шириной около 3 м (по ширине транспорта). Взвешивание транспортного средства происходит за несколько этапов.Весы для поосного взвешивания
4. Динамические поосные весы
Весы бесфундаментныеОпять, то же самое, что п. 3, но при движении транспорта. Выглядят тоже одинаково (рис. 2)
5. Бесфундаментные автомобильные весы. Могут еще называться противоречивым термином «мобильные стационарные» весы, передвижными весами, малыми автомобильными – у этого вида пока нет устоявшегося названия. Представляют собой 2 небольшие полуплатформы до 8 м длиной, предназначенные для взвешивания небольших 
автомобилей, максимум 40 тонн (слева, рис. 3).Автомобильные платформенные весы
6. Стационарные автовесы для взвешивания с полным заездом автотранспорта. Так сказать, каноничный вариант, который изначально подразумевается со времен механических весов СССР. Бывает «бесфундаментный вариант» - так часто называют установку стационарных весов на дорожные плиты. Представлены справа на рис. 4

Теперь, когда мы разобрались немного с терминологией, можем продолжать. Какие покупать? Есть ли вообще разница? Отброшу сейчас тему фундамента и его стоимости – это к делу не относится. Вообще, если по-хорошему, то вопрос бюджета надо тоже отбросить. Его я оставлю на потом, а пока выбирать будем только исходя из поставленных задач.

Задач, как я уже отмечал тут, совсем немного, точнее две:

  • техническое взвешивание
  • коммерческое взвешивание

То есть, мы либо определяем массу автомобиля целиком – это будет коммерческое взвешивание, либо мы взвешиваем поосно, и это будет техническое.
Небольшое отступление. Техническое взвешивание – это не только измерение массы  автомобиля поосно. Под этим термином еще могут подразумеваться несертифицированные весы любого типа.

В движении будет проходить взвешивание или статике – неважно.

Информация для любознательных. Гибридные решения, по хорошему счету, состоят из двух весов: один модуль определяет нагрузку поосно, а затем второй взвешивает весь грузовик целиком. Дело даже не в том, что будет неприемлемая точность. Дело в законодательстве. Если взвесить автомобиль на поосных весах, а затем, просуммировав, получить общую массу авто, то эти данные ни к одному делу потом не подошьешь. Нужно быть очень аккуратным, и использовать такой метод взвешивания можно, когда есть доверительные отношения, а замер массы выступает дополнительным гарантом честности или для собственных технологических нужд.
А взвесить поосно на стационарных весах вообще не получиться… Или получится?

Отсюда и пляшем. Если Вам необходимо взвесить груз, который находиться в фуре – приобретайте стационарные тензовесы для статичного взвешивания. То есть, либо бесфундаментные, либо стационарные. Достойных альтернатив пока нет. Именно этот сегмент концентрирует всю массу устройств, способных обеспечить высокое качество взвешивания, что самое главное со стабильными показаниями.

Если необходим контроль за нагрузкой на ось, то берем поосные весы. Динамика или статика –вопрос личных предпочтений и денег, по большому счету. Правда, есть один нюанс – если весы сертифицированы, то они сертифицированы по разным ГОСТ. Динамические сертифицируются добровольно по ГОСТ 30414-96, ныне фактически не действующем (подробности здесь), а статические по логике вещей должны сертифицироваться по ГОСТ Р 53228-2008 или его аналогу ГОСТ OIML R 76-1-2011. Во втором случае мне не очень понятно, как это происходит и зачем, но о таких прецедентах я слышал по сарафанному радио. Видеть лично, к сожалению, не доводилось.

Информация для любопытных. Конечно, есть еще технический регламент Росстандарта №159 от 28.06.2007 г. «Об эксплуатации дорог общего пользования…», который предусматривает оценку весового оборудования в частном порядке, когда Вы можете сертифицировать весы по индивидуальному проекту, в обход ГОСТа, но это довольно накладный процесс, который к тому же займет очень много времени.

Подведем промежуточные итоги: техническое взвешивание оно и в Африке техническое взвешивание. Контроль за нагрузкой на ось – частная ситуация, которая бывает только в 1 случае – контроль государства за состоянием дорог и штраф при нарушении предписаний закона. А коммерческое взвешивание – это весь грузооборот, расчеты с поставщиками, партнерами и контрагентами – 99% всех взвешиваний машин. Поэтому, при поосном взвешивании требования к оборудованию минимальны – Вы обязаны соблюдать нормативы, а как Вы это делаете, Ваше личное дело. А во втором случае они играют роль не просто измерительного устройства, но и роль доказательства во всех коммерческих спорах или арбитражных судах.

Собственные размышления. Ситуация, когда поосное взвешивание так скупо регламентируется законом, на мой взгляд имеет 3 причины:
Во-первых, поосное взвешивание – очень крохотная часть всех производимых замеров.
Во-вторых, сама технология поосного взвешивания является неточной, с кучей неустранимых системных ошибок. Подвеска транспортного средства для того существует, чтобы непрерывно перераспределять массу автомобиля по мостам. Как только автомобиль накренился, затормозил или колесо просело, сразу срабатывают балансиры и реактивные тяги, которые переносят нагрузку на другие участки. Чтобы сделать поосники точными, нужно сделать подвеску жесткой, а сам автомобиль должен иметь не более 2-х мостов. А подъездные пути должны быть идеальными.
В-третьих, институт платных дорог у нас находится в зачаточном состоянии.
Поэтому, единственным Вашим оппонентом, в случае штрафных санкций и судебных разбирательств, может быть только государство…

И теперь отдельно про портативные автовесы.
Они же подкладные, они же переносные. Несмотря на то, что мы тоже имеем их в продаже, мое мнение будет довольно пессимистичным. Их сфера использования настолько узка и специфична, что Вам они почти наверняка не нужны. Вот честно, лично я знаю только 2 случая, когда их купили, а потом их обладатели были счастливы:

  • ГИБДД. У меня возникает впечатление, что они только под них и делались. Согласитесь, удобно – положил на дно багажника, поехал, куда глаза глядят, а потом встал на трассе и взвешиваешь всех подряд. Хочу обратить Ваше особое внимание, что им не важна точность взвешивания. Ну, то есть, не то чтобы совсем не важна, но она не принципиальна – сотрудники инспекции ловят нарушителей, а не статистику осевых нагрузок ведут. Их весы могут вообще массу не отображать, а только высвечивать на дисплее «Да» или «Нет». Отсюда все вытекающие последствия – если будет перегруз, то штраф Вам выпишут при любом раскладе, даже если экспертиза впоследствии покажет, что платформы у сотрудников ГИБДД вообще были сломаны.
    Справедливости ради отмечу, что бывают случаи, когда наличие чека о поосном взвешивании перед выездом, при перегрузе на весах сотрудников дорожной полиции, позволяет избежать даже выписывания штрафа. Но для этого еще надо, чтобы у водителя язык был хорошо подвешен, а у полицейских настроение хорошее.
    Ну а дальше Вы вправе оспорить это решение. Именно в таких случаях нужны поосники – если их не будет, то у Вас не будет вообще никаких аргументов для суда. А штрафы там ого-го.

    Важный момент. Всегда делайте поправку в пользу водителя 5-10% на максимально нагруженную ось. Если видите, что перевес близок – сгрузите пару ящиков. Лучше сразу пройти контроль на дороге без проблем, чем потом полгода судиться, а потом еще полгода ждать компенсации. Я думаю, что те деньги, которые у Вас заморозят штрафы, принесут гораздо больше прибыли, если их пару раз обернуть, чем убытки от 5% недогруженности.

  • У нас был клиент, который приобретал подкладушки, чтобы взвешивать багги для участия в каком-то районном чемпионате. Парни организовывали свое хобби по всем правилам, с душой и огоньком, честь им и хвала. Это тоже как раз тот случай, когда нужны именно подкладные, а другие варианты мы почти сразу отбросили.

Во всех остальных случаях подкладные весы будут лишними, я Вас уверяю. Все еще не верите? Тогда еще аргумент – они не сертифицированы. Даже сертифицированные. В смысле? Да в прямом. Я сейчас не утверждаю про все подкладные весы вообще, но мой опыт позволяет мне говорить такое про весоизмерительное оборудование, представленное у нас на рынке. Посмотрите на картинку снизу:Свидетельство документ на поверку

Это строка из обычного Свидетельства об утверждении типа средств измерений. Она нам говорит о том, что устройство соответствует ГОСТ 53228-2008. Еще там может быть написано ГОСТ OIML R 76-1-2011. Это действующие ГОСТы, основные технические регламенты, подтверждающий, что весы соответствуют всем нормам законодательства. А теперь посмотрите на Свидетельство на любые подкладные весы, если оно вообще есть. Что Вы там видите? Поищите этот документ в сети – может, найдете. Конечно, само свидетельство является гарантом, но вот гарантом чего? III-Средний класс точности они точно иметь не могут (по закону, понятное дело, по факту смотрите ниже). Или, хотя бы просто всегда имейте ввиду – если их поверять по ГОСТ 53228-2008, то они поверку не пройдут. А он – главный технический акт в России и регламентирует параметры всех весов неавтоматического действия. Поэтому приобретение подкладушек - это инициатива на свой страх и риск.

Существует еще Приказ МВД России №1014 от 08.11.2012 «Об утверждении перечня измерений…», на который не сослался только ленивый. Весы соответствуют приказу – все в порядке. Огорчу немного – этот приказ всего лишь утверждает перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования. Требования к этим измерениям более, чем лояльные – ±2% против 0,1…0,2% для Среднего класса точности. А на скорости более 20 км/ч вообще 11%. Этот приказ не технический акт, а документ, регламентирующий деятельность МВД. Попросту говоря, чтобы сотрудники ДПС имели эталон для сравнения, а все остальные не могли назвать самовар весами и на этом основании начать требовать отмену штрафных санкций. Цифра 2% актуальна только для подкладных статических автомобильных весов, больше ни один другой тип весов не имеет такой погрешности как подкладные, даже несертифицированное оборудование.

Поосное взвешивание в динамике имеет больший процент погрешности. От 2 до тех же 11%, как по приказу и выше. Но оно даже законодательно отделено от статического глубокой пропастью, не говоря о технических моментах. Взвешивание в динамике и статике вообще нельзя сравнивать – это два разных мира. Фактически, динамика применима в 3 случаях:

  1. Определение нагрузки на ось для взимания платы за проезд по дорогам. Как я говорил, в России они только начали появляться. Как только их будет существенное количество, на мой взгляд, эта отрасль правового регулирования получит бурное развитие.
  2. Для выявления потенциальных нарушителей, когда среди потока автотранспортных средств выбираются те, которые близки к предельному значению или превышают его. Их, спустя пару километров, останавливают и взвешивают по всем правилам.
  3. На крупных предприятиях с большим трафиком, для нейтрализации п. 2
Информация к размышлению. А что, если купить точно такие же весы, как и у сотрудников ГИБДД? С таким же Свидетельством и чтобы они также соответствовали приказу 1014? Мне самому интересно, что будет. Хотя, что тут гадать – суд будет. И у Вас будет две проблемы – одна большая, другая маленькая. Маленькая – доказать, что весы были в рабочем состоянии, калиброваны и поверены. А большая – подтвердить, что взвесили правильно. Даже если Вы будете взвешивать тот же самый автомобиль с тем же самым водителем, в том же самом месте, Вы все равно не получите тех же самых результатов. Потому что, для этого Вам потребуется установить точно так же, как в прошлый раз грузоприемные платформы, а водитель должен повторить процесс наезда с точностью чуть не до миллиметра. Но в одну воду нельзя войти дважды и клонировать результат у Вас не получится. Поэтому итогом будет разброс в районе 5-10%, и если Вы нагрузили фуру "по самое горлышко", то прохождение машиной замера на подкладушках будет представлять собой игру в рулетку.

А теперь немного про бюджет. Хотя, выбирать весы по бюджету это неправильно с технической точки зрения, делать этому приходиться всем. Поэтому попытайтесь найти золотую середину.

Самые дешевые весы – это несертифицированные подкладные – их надо покупать, если ориентироваться только на цену. Далее идут поосные для статического взвешивания и бесфундаментные весы – они примерно одной ценовой категории (хотя есть другие подводные камни). Кстати, бесфундаментные весы – это очень неплохое решение для взвешивания малогабаритных грузовичков при небольшом трафике. Далее по возрастающей идут динамические весы и стационарные платформенные весы. Это все крайне условно, скорее я высказал некую тенденцию, чем обязательный закон. Слишком большой выбор весового оборудования представлен на рынке, чтобы делать однозначные выводы.

Давайте подобьем глобальный итог:

  1. В первую очередь нужно определить цель, для которой оборудование приобретается. Без этого все остальное не имеет смысла. Определитесь хотя бы по одному пункту: либо поосные, либо стационарные.
  2. Не гонитесь за универсальным решением, если оно Вам на самом деле не требуется. Комбинированные варианты либо очень дорогие, либо очень «проваливаются» по одному из показателей.
  3. Динамика и статика имеют существенную разницу в погрешности и разный законодательный статус. Динамические весы – это решение для очень большого транспортного трафика, либо для использования в коммерческих целях (платные дороги).
  4. Подкладные тензовесы предназначены для решения очень специфических задач. Не покупайте их, не проконсультировавшись. И они точно не будут заменой стационарным или поосным весам ни в каком вопросе – гораздо практичней будет не покупать ничего вообще.
  5. Если Ваш выбор пал на коммерческий вес, то почитайте, как выбрать стационарные весы. Я думаю, что Вам будет очень полезно узнать эту информацию.
  6. Внимательно читайте все ссылки на законодательные акты, приказы и технические сертификаты – возможно, Вам пытаются продать воздух. Помните это:
    «Информация для любопытных. Конечно, есть еще технический регламент Росстандарта №159 от 28.06.2007 г. «Об эксплуатации дорог общего пользования…», который предусматривает оценку весового оборудования в частном порядке, когда Вы можете сертифицировать весы по индивидуальному проекту, в обход ГОСТа, но это довольно накладный процесс, который к тому же займет очень много времени.»
    Вы уже наверно догадались, что я его придумал. №159 - это цифры по диагонали на правой клавиатуре, а 28 июня - день рождения моего сына. А ведь при невнимательном прочтении звучит довольно убедительно, особенно, если бы я написал сам регламент и сделал ссылку на него. Как проверить поставщика можно прочитать в этой статье.

Запутались? Не уверены, что Вам подойдут те тензовесы, на которые Вы положили глаз? Напишите нам, мы быстро подберем Вам нужное оборудование под Ваши требования.

На сегодня я с Вами прощаюсь.

Вернуться в оглавление.

Есть еще интересная статья про стоимость автовесов.