8 (812) 98 78 240

      8 (800) 333 84 49

Заказать звонок
Каталог товаров

Обзор электронных железнодорожных весов для взвешивания вагонов

Обновлено 28 Марта 2021

Другие статьи

Получите качественное решение для бизнеса

Железнодорожные весы для взвешивания в любом режиме. Отправить экспресс-запрос по электронной почте

Что такое электронные вагонные весы

Вагонные тензовесы для
потележечного взвешивания
Потележечные весы на фундаменте

Вагонные электронные весы - это тензометрическое измерительное оборудование, применяемое для взвешивания железнодорожного транспорта - вагонов и полувагонов, цистерн, думпкаров, хопперов, платформ и рефрижераторов.

Данный тип весовых устройств покупается и повсеместно применяется:

  • Коммерческими компаниями и складами, имеющими собственные железнодорожные пути для взвешивания поступаемой или отгружаемой продукции.

  • В подразделениях российского монополиста ОАО "РЖД", обеспечивающего железнодорожные перевозки на территории страны.

  • В горнодобывающей и угольной промышленности, использующих узкоколейные железнодорожные пути, для взвешивания вагонеток с рудой или углем.

В целом под термином "вагонные весы" подразумевается широкий класс весоизмерительного оборудования, который используется не только для взвешивания вагонов, а применяется на железной дороге в принципе (и может взвешивать, к примеру, локомотив во время приемо-сдаточных испытаний).

Основным признаком железнодорожных весоизмерительных приборов является их установка под ж/д путями и измерение усилия, передаваемого транспортом через рельсы.

Виды тензометрических железнодорожных весов

В зависимости от целей, тензометрические жд весы можно классифицировать по нескольким признакам. Ниже рассмотрены наиболее общепринятые принципы деления вагонных тензовесов.

Виды вагонных весов по принципу действия

Принцип действия механических ж/д весов достаточно наглядно показан в Википедии
Принцип действи я рычажных весов наглядно показан в Википедии

Механические железнодорожные весы. Это морально устаревший тип весового оборудования для вагонного взвешивания, который в данный момент не выпускается. Механические ж/д весы имеют рычажную систему, которая редуцирует нагрузки на грузоприемную платформу и передает усилие на цифровое табло. Обычно механические жд весы состоят из 2-х грузоприемных платформ разного размера и позволяют взвешивать 4-осные вагоны целиком или 6-осные потележечно (заезд на большую платформу каждой тележкой). 8-осный вагон не всегда имеется возможность взвесить на "механике".

Рычажно-механические жд весы проигрывают электронным по целому ряду параметров и уже давно не выпускаются. Электронные аналоги гораздо проще в монтаже и обслуживании, не имеют ограничений по количеству колесных пар у вагонов и по максимальной нагрузке, а также могут иметь разные режимы взвешивания (о них речь пойдет ниже).

Ради справедливости стоит отметить, проигрывают они не по всем показателям. В частности, механические жд агрегаты, также как и электронные, обеспечивают необходимую точность и не уступают им в величине наибольшего предела взвешивания. НПВ вагонных механических весов может достигать 100, 150 или 200 тонн, как и у их электронных аналогов.

Механические вагонные измерительные приборы еще можно встретить на предприятиях или железнодорожных узлах. В подавляющем большинстве случаев это весовое оборудование, которое было приобретено 20...30 лет назад, но до сих пор пригодное к эксплуатации. Поэтому их парк неуклонно сокращается.

Электронные платформенные ж/д весы на тензодатчиках
Электронные железнодорожные весы на тензодатчиках

Электронные вагонные весы. Это современные модели весового оборудования, используемого на железной дороге. В их основе в большинстве случаев используется тензометрический датчик, а чувствительным элементом является тензорезистор (точнее сказать - тензометрический датчик используется всегда, но не всегда чувствительным элементом тензодатчика является тензорезистор). Все без исключения производители жд весов в настоящее время производят именно этот тип весоизмерительных устройств.

Электронные тензометрические весы являются основным, доминирующим видом весоизмерительного оборудования на железной дороге. Купить модель жд весов, использующую механические рычаги или датчики другого типа довольно проблематично и этому есть логическое объяснение.

Тензометрические вагонные измерительные приборы применяются для взвешивания вагонов, цистерн, хопперов или платформ любой массы и с любым количеством осей. Наибольший предел взвешивания тензовесов для железной дороги обычно стандартен и равен 150 тоннам, но при этом он почти не ограничен сверху, по крайней мере измерительной составляющей. Если рельсы и железнодорожное полотно способны выдержать вагон массой 200 т, 300 или 400 тонн, то существующие  модели самых мощных тензодатчиков способны выдерживать нагрузку до 500 тонн каждый. При этом, на электронных весах устанавливается от 4 до 12 тензодатчиков, что с лихвой перекрывает взвешиваемую массу.

Аналогично можно сказать про длину электронных вагонных платформ - количество грузоприемных секций может варьироваться в широких пределах, теоретически ограниченных расстоянием на которое может передаваться сигнал (до 120 метров у аналоговых тензодатчиков), что необоснованно много для жд устройств любого типа.


Справочная информация

В связи с постепенным изнашиванием и выходом из строя механических вагонных весов, стабильной популярностью пользуется услуга по их модернизации в электронные. При этом можно существенно сэкономить на возведении фундамента, грузоприемном устройстве, коммуникациях, заменив только те металлоконструкции, которые пришли в негодность или не вписываются в конструктив.

Типы вагонных весов по способу взвешивания

Повагонное взвешивание на железнодорожных весах с 2 грузоприемными платформами

Повагонное взвешивание. Это основной тип взвешивания, который применяется на железнодорожных тензовесах для коммерческого учета продукции при ее поступлении на склад или отгрузке. Это наиболее предпочтительный способ взвешивания при покупке или продаже товара и материалов, так как значения погрешностей у него самые минимальные по сравнению со следующими пунктами при прочих равных.

Модели для повагонного взвешивания являются самым точным и одновременно самым дорогостоящим типом весоизмерительного оборудования для взвешивания жд транспорта. Взвешивание может производится как в движении, так и в статике.

Потележечное взвешивание вагонов

Потележечное взвешивание. Электронные жд весы для потележечного взвешивания измеряют массу вагона в 2 этапа - тележки по очереди заезжают на грузоприемную платформу, а затем результаты суммируются для получения результирующей массы всего вагона.

Купить вагонные тензовесы для потележечного взвешивания значительно проще в плане цены, так как при этом устанавливается только одно грузоприемное устройство в железнодорожный путь, следовательно это меньшие затраты не только на весы, но и на фундамент.

Взвешивание, как и в предыдущем пункте может производиться в движении или неподвижном состоянии.

Поосное взвешивание вагонов

Поосное взвешивание. Поосные железнодорожные модели являются самым бюджетным и универсальным видом весового оборудования. Так как расстояние между колесными парами на тележке всегда одинаковое, размеры вагонов и количество осей никак не влияют на процесс взвешивания.

Возможно, за этой серией будущее и когда-нибудь она станет основным видом весоизмерительной техники на железной дороге. Но в данный момент их конструкция сильно подвержена влиянию сторонних факторов - проседанию измерительного блока в грунт или резкому перераспределению нагрузки на оси. Поэтому сейчас они используются очень редко и являются скорее экзотикой, чем нормой.

Технически на поосных вагонных весоизмерительных устройствах возможно статическое взвешивание, но на практике оно никогда не применяется, так как процесс взвешивания становится необоснованно долгим и трудоемким.


Справочная информация

Как уже было отмечено выше, нет проблем с универсальностью только у поосных ж/д устройств. При покупке повагонных или потележечных моделей требуются учитывать виды и разнообразие железнодорожных составов. Так, стандартные вагоны, цистерны, думпкары, хопперы и платформы могут иметь до 8 осей (бывают модели до 32 колесных пар, но на практике они почти не встречаются) и длину от 12 до 25 метров. Это влечет сложность при проектировании потележечных и, особенно, железнодорожных тензовесов повагонного взвешивания.

Виды вагонных весовых устройств в зависимости от конструктива

Платформенные железнодорожные весы

Платформенные ж/д тензовесы. Являются традиционным типом измерительного оборудования, применяемого для производства как повагонных, так и потележечных вагонных моделей.

Датчик-рельс

Датчик-рельс. В данном случае весоизмерительным устройством является непосредственно участок рельса. Это поосные железнодорожные измерительные приборы.

Датчик-шпала

Датчик-шпала. В конструктиве отсутствует фундамент, а роль грузоприемного устройства выполняет рельс, опирающийся непосредственно на тензодатчик, установленный на основание-шпалу.


Режимы работы вагонных весов

  • Статическое взвешивание. Этот режим взвешивания является самым первым, который был применен на вагонных весах (и весовом оборудовании вообще). Он наиболее предпочтителен при небольшом трафике, так как обеспечивает самую высокую точность с минимальным влиянием внешних факторов - ускорения железнодорожного состава, динамического удара жидкости в цистернах или перераспределение осевых нагрузок.

  • Динамическое взвешивание. Взвешивание вагонов происходит во время движения железнодорожного состава. Современные жд тензовесы обеспечивают приемлемый уровень погрешности даже при значительных скоростях до 60 км/ч (фактически, для более стабильной работы, скорость движения все же ограничивают пределом 10...15 км/ч). Динамический режим более удобен в работе, особенно при большом трафике, но также более требователен к действиям машиниста и качеству железнодорожного полотна - прямолинейности, жесткости фундамента, проседанию почвы, равномерному движению подвижного состава.

  • Универсальные вагонные весоизмерительные приборы. Позволяют взвешивать как в статическом режиме, так и в динамике.


Максимальная нагрузка на железнодорожные весы

Так как все устройство железнодорожных магистралей и ж/д транспорта является достаточно унифицированным, наибольшие пределы взвешивания (НПВ) вагонных измерительных устройств, независимо от производителя, также имеют распространенные базовые значения:

  • Железнодорожные модели измерительного оборудования для повагонного взвешивания имеют НПВ 100 тонн, 150 тонн или 200 тонн

  • Железнодорожные модели для потележечного взвешивания имеют НПВ 50 тонн, 100 тонн или 150 тонн

  • Поосные весовые устройства имеют НПВ в пределах 20...50 тонн

  • Специальные модели проектируются под конкретные виды железнодорожного транспорта и могут иметь максимальную нагрузку до 500 тонн


Ссылка на каталог продукции открывается в новом окне

Электронные железнодорожные весы

Точность железнодорожных весов

Если вагонные тензовесы предназначены для технического взвешивания и не сертифицированы, то их погрешность определяется внутренними техническими условиями производителя. По большому счету она может быть любой, но на практике она все равно соответствует погрешностям сертифицированного оборудования.

Если весовое оборудование сертифицировано, то в зависимости от того, какой режим взвешивания используется на весоизмерительном оборудовании для железнодорожного транспорта, его погрешность регламентируется разными Государственными Стандартами.

Погрешность вагонных весов динамического взвешивания

Регламентируется ГОСТ 8.647-2015 "Весы вагонные автоматические". В данном случае как для вагонов по отдельности, так и для всего железнодорожного состава она составляет:

Класс точности

Пределы допускаемой погрешности в диапазоне при эксплуатации жд весов (при поверке величина погрешности вдвое меньше)

от Min до 35% Max включ., % от 35% Max

св. 35% Max, % от измеряемой массы

0,2

±0,20%

±0,20%

0,5

±0,50%

±0,50%

1

±1,00%

±1,00%

2

±2,00%

±2,00%

5

±5,00%

±5,00%


Погрешность статических вагонных весов

Погрешность железнодорожного весоизмерительного оборудования статического действия определяется ГОСТ OIML R 76-1-2011 "Весы неавтоматического действия". При этом вся измерительная техника сертифицируется по III-Среднему классу точности, а погрешность измерений обычно равна дискрете и составляет, в зависимости от НПВ:

  • При наибольшем пределе взвешивания 50 тонн - 20 кг

  • При НПВ от 100 тонн до 150 тонн - 50 кг

  • При НПВ от 200 тонн и выше - 100 кг

Ссылка на ГОСТы открывается в новом окне

ГОСТ 8.647-2015. "Весы вагонные автоматические" для взвешивания в движении

ГОСТ OIML R 76-1-2011 "Весы неавтоматического действия" для статического взвешивания

Фундамент для железнодорожных весов

При монтаже вагонных тензовесов отдельным, очень важным вопросом стоит возведение фундамента.

Существуют модели железнодорожной весоизмерительной техники, которые изначально устанавливаются непосредственно на щебень насыпного вала железнодорожного полотна. Это в первую очередь самые молодые и иновационные типы устройств - весы-рельс, весы-шпала.

Также существуют бесфундаментые варианты установки платформенных жд весов для потележечного и повагонного взвешивания. Однако, данный тип тензовесов все-таки рекомендуется устанавливать на капитальный фундамент, так как это значительно увеличивает срок службы весоизмерительной техники, упрощает ее обслуживание и значительно снижает вероятность искажения результатов в будущем.

На возведение капитального фундамента любой производитель выдает техническое задание, которое учитывает особенности конструктива весовой техники и задает требования к качеству фундамента. При этом обустройство фундамента - это строительные работы, поэтому их должен проводить профессиональный подрядчик, который знает специфику этой сферы деятельности, а не производитель весоизмерительных устройств для железной дороги.

Даже человеку, далекому от этой темы очевидно, что стоимость фундаментных работ может составлять значительную часть расходов при приобретении и установке весовой техники. Поэтому, перед тем, как купить железнодорожные весы, лучше проконсультироваться со специалистами о необходимости возведения фундамента или возможности приобретения бесфундаментных вагонных весоизмерительных приборов.

Бесфундаментная установка поосных вагонных весов
Железнодорожные поосники установлены без фундамента на шпалы.
Бесфундаментная установка весов для повагонного взвешивания
Бесфундаментная ж/д модель для повагонного взвешивания с двумя грузоприемными платформами.
Вагонные весы для потележечного взвешивания установлены на металлическую раму-основание
Электронные железнодорожные тензовесы для потележечного взвешивания в динамическом режиме установлены на металлическую раму-основание. Сама рама имеет имеет капитальный фундамент.
Подготовка фундамента под платформенные весы для повагонного взвешивания
Подготовка армированного фундамента для железнодорожных тензовесов к заливке бетоном.
Процесс монтажа железнодорожных весов на фундамент
Монтаж недавно купленных вагонных весоизмерительных устройств на фундамент.
Устройство фундамента под вагонными весами
Устройство фундамента под вагонными жд весами. По бокам видны тензодатчики на металлических опорах.

Поверка и калибровка вагонных весов

Калибровка вагонных весов
дрезиной с гирями
Калибровка вагонных весов 2 дрезинами с гирями

Процесс поверки железнодорожной весоизмерительной техники происходит стандартно и ничем не отличается от поверки любого другого весового оборудования.

Необходимо, чтобы тензовесы имели описание типа и были внесены в Госреестр. Эти данные обязан предоставить производитель оборудования.

После установки и монтажа весоизмерительные приборы калибруются грузом (для этого необходимо иметь или арендовать гири класса точности M1 общей массой не менее 70% от НПВ).

Когда техника откалибрована, вызывается госповеритель для поверки, пломбировки, клеймения терминала. В паспорт изделия ставится штамп о прохождении первичной поверки.

Далее поверка вагонных жд весов производится 1 раз в год.

Купить вагонные весы от производителя по низким ценам

Компания Модуль предлагает купить электронные вагонные железнодорожные весы любого типа по ценам производителя с доставкой и монтажом на всей территории России, Беларуси и Казахстана. При необходимости, мы спроектируем железнодорожные тензовесы под нестандартные требования, а также поставим и установим любое вспомогательное оборудование - шлагбаумы, светофоры, операторский пост, дублирующее табло, систему видеонаблюдения.

К вагонным жд весам прилагается бесплатное программное обеспечение для ведения учета хозяйственной деятельности предприятия, его товарно-материальных ценностей.

На всю продукцию дается гарантия.

Компания МодульКомпания Модуль – Ваш персональный инженер в мире измерительного оборудования!
Заказать железнодорожные весы на любую нагрузку в нашей компании


Другие статьи

Возврат к списку