Пн-Пт 09:00 - 19:00

812@modul-ves.ru

Каталог товаров

ГОСТы на автомобильные весы

ГОСТ на электронные автомобильные весы

В данной статье рассматриваются ГОСТы, которые применимы к электронным автомобильным весам неавтоматического действия для статического взвешивания транспорта с полным заездом на платформу.

Справочная информация

Весы неавтоматического действия - это весы, требующие вмешательства человека во время процесса взвешивания для принятия решения о приемлемости результата взвешивания. Грубо говоря, это любые весы, возле которых находится сотрудник компании (оператор, кассир), отвечающий за их работу.

В противоположность им, для работы автоматических весов не требуется присутствия человека. Примером весов автоматического действия могут быть конвейерные весы, дозаторы и чеквейеры

Ссылка на статью

Если Вы хотите больше узнать про весы автоматического действия то вы можете прочитать, что такое

Все значимые характеристики метрологического оборудования регламентируются российским законодательством и требованиями различных государственных стандартов, технических регламентов, а также внутренними документами весопромышленных компаний - ТУ (техническими условиями). Если в последнем случае завод вправе сам устанавливать требования к автовесам, то во всех остальных он должен четко придерживаться правил и требований.

Основными законодательными актами, регламентирующим производство и сертификацию электронных автомобильных весов являются ГОсударственные СТандарты (ГОСТы), определяющие требования к точности весового оборудования.

Ссылка на статью

В данной статье рассматриваются только автомобильные весы для статического взвешивания с полным заездом на платформу. Это означает, что на таких автовесах нельзя взвесить автомобиль в движении или поосно. Динамические весы подробно рассмотрены в другой статье:

ГОСТы для автомобильных весов динамического взвешивания

Номера и наименования ГОСТов, определяющих точность электронных автомобильных весов

За весь период становления метрологического оборудования появилось довольно много ГОСТов, регламентирующих точность электронных автовесов статического действия и в них на первый взгляд очень легко запутаться. Однако, если разобраться, то картина складывается довольно простая.

Есть устаревшие ГОСТы, которые сейчас не действуют. Это

  • ГОСТ 29329-92 "Весы для статического взвешивания. Общие технические требования",

а также

  • ГОСТ 24104-88 "Весы лабораторные общего назначения и образцовые. Общие технические условия"
  • ГОСТ 24104-2001 "Весы лабораторные. Общие технические требования",

которые к данной теме вообще-то отношение имеют малое, но на всякий случай вспомним и про них.

Ссылка на статью

Есть отдельная статья про точность лабораторных и аналитических весов

И есть действующие ГОСТы, с которыми, собственно говоря, и происходит вся работа. Это

  • ГОСТ Р 53228-2008 "Весы неавтоматического действия..."
  • ГОСТ OIML R 76-1-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Весы неавтоматического действия...".

Именно эти два ГОСТа нормируют метрологические характеристики электронных автомобильных весов.

Ссылка на нормативные документы

Действующие ГОСТы:

Устаревшие ГОСТы:

Разница между ГОСТ 53228-2008 и ГОСТ OIML R 76-1-2011

ГОСТ 53228-2008 и ГОСТ OIML R 76-1-2011, по большому счету, являются одним и тем же стандартом с той лишь разницей, что первый действует на территории Российской Федерации, а второй является международным стандартом, действующим на территории стран Таможенного Союза, а также Молдовы, Украины, Кыргызстана и Узбекистана.

Стандарт ГОСТ OIML R 76-1-2011 полностью идентичен рекомендациям МОЗМ (международной организации законодательной метрологии) Р 76-1:2006 "Весы неавтоматического действия...", а стандарт Р 53228-2008, в отличие от предыдущих международных стандартов учитывает особенности Российского законодательства и имеет следующие отличия - в нем:

  • Включен Раздел 9. Нормативные ссылки
  • Включено Приложение Н. Методика поверки
  • Изменено содержание Раздела 8. Метрологический контроль
  • Прочие изменения, которые обозначены в тексте документа

То есть, если Вы не собираетесь экспортировать/использовать автовесы в вышеперечисленных странах, то без разницы по какому ГОСТу сертифицировано оборудование.

Внимание!

Как всегда, есть пара небольших нюансов.

Если Вы все-таки собираетесь экспортировать автомобильные весы или использовать их за рубежом, то они должны быть не только сертифицированы по международному стандарту, но и внесены в Госреестр того государства, где предполагается их эксплуатировать. То есть необходимо проверить наличие весов в Госреестре и описание типа для каждой страны отдельно.

Сложно сказать, для чего это сделано. Вероятнее всего так происходит защита отечественного производителя от внешней конкуренции, в том числе и из бывших союзных республик.

Второй нюанс - это если рабочее место и требования к автомобильным весам жестко регламентированы. Например, на государственном предприятии есть требование о сертификации именно по ГОСТ 53228-2008 и никак иначе. В этом случае лучше выдержать требования - так будет проще во всех отношениях.

Классы точности статических автомобильных весов неавтоматического действия

Всего существует 3 класса точности весового оборудования неавтоматического действия (причем, это относится к любым весам для статического взвешивания, а не только к автомобильным):

  • I-Специальный
  • II-Высокий
  • III-Средний

Раньше существовала другая классификация весового оборудования (она определялась ГОСТ 24104-88), в которой было 4 класса точности. Если их сопоставить, то получим:

  • 1 и 2 классы по старому ГОСТУ = I-Специальный класс по новому
  • 3 класс = II-Высокий класс
  • 4 класс = III-Средний класс точности

Теперь такого четырехклассового деления как бы не существует. Хотя ГОСТ 53228-2008 предусматривает возвращение IIII класса точности, который называется Обычным, его применимость очень спорна. Встретить на практике автомобильные стационарные весы, сертифицированные по IIII-Обычному классу точности довольно проблематично.

Справочная информация

Для чего вся эта суета с устаревшими ГОСТами и недействующей классификацией? Все очень просто. Существуют весы, которые были сделаны при царе Горохе и до сих пор верой и правдой служат своим владельцам. Вот на них и распространяются все эти в прямом смысле двойные стандарты.

Как эти весы-ветераны вписываются в современную законодательную базу и судебную практику вопрос очень интересный и тянет как минимум на докторскую диссертацию по метрологии и юриспруденции одновременно.

Теперь, когда мы уяснили сколько классов точности существует, будем разбираться дальше. Как определить какой класс точности имеют весы, автомобильные в частности? В двух словах - большинство автовесов имеют III-Средний класс точности.

Это во-первых. А во-вторых, вопрос о том, какой класс точности у автомобильных весов, не стоит. Дело в том, что присвоение класса точности автовесам - это юридическая, а не метрологическая процедура (хотя и зависит одно от другого). Поэтому для того, чтобы определить класс точности оборудования достаточно посмотреть в его паспорт. Автомобильные весы просто должны быть сертифицированы по конкретному классу и иметь описание типа.

Ссылка на статью

Подробнее про соответствие весов и классов точности

Пятый класс точности автомобильных весов

Вы обратили внимание на фразу выше "большинство автовесов имеют III-Средний класс точности"? Автомобильных электронных весов II и I класса точности не бывает, но бывают автовесы, которые попросту не сертифицированы и не имеют класса точности вообще.

Как было сказано выше, сертификация автомобильных весов не является фактором, влияющим на точность, она лишь подтверждает ее соответствие определенному уровню. Поэтому можно встретить автовесы, не сертифицированные вообще. Обычно это подкладные весы или весы зарубежного производства. В первом случае это связано со сложностями испытаний и взвешивания, а также больших значений неустранимых погрешностей. Во втором случае это, скорее всего, автовесы зарубежного производства, которые имеют сертификаты у себя на родине, но не сертифицированы в России.

В целом можно сказать, что не сертифицированные стационарные автомобильные весы встречаются крайне редко по той причине, что это дорогое профессиональное оборудование и приобретать такую полумеру имеет только имея для этого достаточные основания. Поэтому такие автомобильные весы попросту не пользуются спросом.

При этом, даже если стационарные автомобильные весы не сертифицированы, они все равно обеспечивают точность измерения на уровне III-Среднего класса.

Погрешность автомобильных электронных весов

Расчет погрешности весов - это уже метрологическая задача, которая требует хотя бы минимального понимания физики процессов и знания основ метрологии. Поэтому, не углубляясь в теорию можно сказать, что максимальная погрешность и дискрета автомобильных весов III-Среднего класса точности выглядит так:

Наименование типоразмера автовесов Дискрета Наибольшая погрешность Наименьший предел взвешивания
автовесы 20 тонн 10 кг 30 кг 200 кг
автовесы 40 тонн 20 кг 30 кг 400 кг
автовесы 60 тонн 20 кг 60 кг 400 кг
автовесы 80 тонн 50 кг 150кг 1 тонна
автовесы 100 тонн 50 кг 150 кг 1 тонна

Это условный расчет с максимальным значением погрешности, который допускается на автомобильных весах III-Среднего класса точности. Фактическая погрешность должна рассчитываться для каждой модели автовесов индивидуально.

А теперь информация для тех, кто хочет глубже вникнуть в суть происходящего. Отбросим ненужные детали и представим все максимально просто.

Исходя из того, что автомобильные весы имеют III-Средний класс точности, можно определить погрешность их измерения. Для этого воспользуемся таблицей из ГОСТ 53228-2008, приведенной ниже:

Пределы допускаемой погрешности при первичной поверке
Класс точности III  
±0,5e
0≤e≤500
±1,0e
500<e≤2000
±1,5e
2000<e≤10000

Где e - поверочный интервал весов

В свою очередь e = НПВ/n, где

n - число поверочных делений

НПВ - наибольший предел взвешивания

Число поверочных делений n - это характеристика тензодатчика. В физическом смысле она представляет из себя количество положений тензорезистора, при которых изменение его сопротивления по сравнению с соседними положениями достаточно для регистрации разницы в терминале. Совсем по простому, тензодатчик с n = 3000 способен выдать 3000 результатов измерения на всем диапазоне нагрузок. Это число постоянно у каждого датчика, указывается в его паспорте и не может изменяться.

3000 поверочных делений - это стандартное значение для тензодатчиков на автомобильных весах. Если у Вас есть тензометрические автовесы любого типа от любого производителя, значит на их тензодатчиках n = 3000 в 99% случаев.

Рассчитаем погрешность для весов с НПВ = 60 т

Отсюда получаем, что e = 60 000 кг/ 3000 = 20 кг

500e = 500∗20 кг = 10 тонн

2000e = 2000∗20 кг = 40 тонн

значения погрешности электронных автомобильных весов 60 тонн на всех диапазонах нагрузок::

Диапазоны нагрузок Погрешность при первичной поверке (ПП), не более   Погрешность при эксплуатации (2∗ПП), не более  
до 10 тонн
±0,5e =±0,5∗20 кг = ±10 кг
±2∗10 кг = ±20 кг
от 10 до 40 тонн
±1,0e =±1,0∗20 кг = ±20 кг
±2∗20 кг = ±30 кг
свыше 40 тонн
±1,5e =±1,5∗20 кг = ±30 кг
±2∗30 кг = ±60 кг

Дискрета обычно равна поверочному интервалу (d = e), т.е. на всем интервале взвешивания дискретность составит 20 кг. Эта характеристика автомобильных электронных весов также прописывается в паспорте.

Компания МодульКомпания Модуль – Ваш персональный инженер в мире измерительного оборудования!
Слишком сложно? Давайте мы Вам сами все рассчитаем и сделаем готовое предложение.


Возврат к списку